Блог учителя біології ЗОШ №1 м.Чорноморська Ніни Василівни Паламарчук

Основные причины неуспешности учеников в школе

Ученые выделяют множество причин неуспешности. Вот одна из классификаций причин этого явления:


Внутренние (относительно ученика)
1.                Недостатки биологического развития личности:
а) дефекты органов чувств;
б) особенности высшей нервной деятельности, которые негативно влияют на обучение;
в) психологические отклонения
2.                Недостатки психологического развития личности:
а) слабое развитие интеллекта;
б) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
в) отсутствие необходимых познавательных интересов.
3.                Недостатки воспитания личности:
а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в отношениях личности с учителем, коллективом, семьей;
в)недостатки в трудовом воспитании.

Внешние (относительно ученика).
1.                Недостатки учебного опыта личности
а) пробелы в знаниях, специальных умениях;
б) пробелы в навыках ученого труда
2.                Недостатки влияния школы:
а) недостатки процесса обучения, учебных пособий;
б) недостатки процесса воспитательного влияния школы.
3.                Недостатки влияния внешней среды:
а) недостатки влияния семьи;
б) недостатки влияния ровесников;
          в) недостатки влияния культурно-производственной среды.
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
Ø пробелы в фактических знаниях и специальных для биологии умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
Ø    пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;
Ø    недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
Ø    ученик не может воспроизвести определения понятий, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Причины недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставания учащихся я хочу выделить следующие:
Ø    наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
Ø   вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
Ø   обучающие самостоятельные работы в классе. 
Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы.
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успешности учащихся.  Моя задача – создать у неуспешных школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию неуспешного”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Говоря о неуспешности отдельных учеников, мы часто забываем учитывать факторы, которые влияют на их уровень знаний. Поэтому очень важно изучать индивидуальные особенности детей, определять причины неуспешности и невоспитанности, и дифференцировано подходить к организации учебно-воспитательного процесса.

Немає коментарів:

Дописати коментар