Ученые выделяют множество причин неуспешности. Вот одна из классификаций
причин этого явления:
Внутренние (относительно ученика)
1.
Недостатки биологического развития личности:
а) дефекты органов
чувств;
б) особенности
высшей нервной деятельности, которые негативно влияют на обучение;
в) психологические
отклонения
2.
Недостатки психологического развития личности:
а) слабое развитие
интеллекта;
б) слабое развитие
эмоциональной сферы личности;
в) отсутствие
необходимых познавательных интересов.
3.
Недостатки воспитания личности:
а) недостатки в
развитии моральных качеств личности;
б) недостатки в
отношениях личности с учителем, коллективом, семьей;
в)недостатки в
трудовом воспитании.
Внешние (относительно ученика).
1.
Недостатки учебного опыта личности
а) пробелы в
знаниях, специальных умениях;
б) пробелы в
навыках ученого труда
2.
Недостатки влияния школы:
а) недостатки
процесса обучения, учебных пособий;
б) недостатки
процесса воспитательного влияния школы.
3.
Недостатки влияния внешней среды:
а) недостатки
влияния семьи;
б) недостатки
влияния ровесников;
в) недостатки влияния
культурно-производственной среды.
Основными
признаками неуспешности учащихся можно считать:
Ø пробелы в фактических знаниях и специальных для биологии умениях, которые
не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов,
теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
Ø пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы
настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом
знаний, умений и навыков;
Ø недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не
позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость,
организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
Ø ученик не может воспроизвести определения понятий, доказательств, не может,
излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста,
построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при
постановке учащимся соответствующих вопросов.
Причины
недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин –
дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставания учащихся я хочу
выделить следующие:
Ø наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и
неудачи;
Ø вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
Ø обучающие самостоятельные работы в классе.
Большую помощь по
выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся
оказывает психологическая служба школы.
Несформированность
учебной мотивации является одной из причин
слабой успешности учащихся. Моя задача –
создать у неуспешных школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них,
как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть “позицию
неуспешного”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения
способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений
сотрудничества между учителем и учеником.
Говоря о неуспешности отдельных учеников, мы часто забываем учитывать
факторы, которые влияют на их уровень знаний. Поэтому очень важно изучать
индивидуальные особенности детей, определять причины неуспешности и
невоспитанности, и дифференцировано подходить к организации учебно-воспитательного
процесса.
Немає коментарів:
Дописати коментар